Пока российские гонщики Формулы 1 остаются за кадром из-за санкций FIA, отечественный автоспорт не сбавляет оборотов. В 2025-м сразу пять пилотов из России заявили о себе в международных сериях — от электрокросса до гонок на выносливость. Кто эти люди, и как российские команды в автоспорте пробивают дорогу через политические барьеры?
Кто входит в топ-3 лучших российских пилотов?
Рейтинг лучших российских гонщиков 2025 года возглавляют те, кто смог адаптироваться к новым реалиям. Лидер — Роберт Шварцман, выступающий в IndyCar под израильской лицензией. В мае он одержал победу на этапе в Индианаполисе, обойдя 7 ветеранов серии.
Топ-3 прогрессирующих пилотов:
- Никита Бедрин — 2-е место в FRECA (Formula Regional European Championship);
- Артём Маркелов — чемпион Азиатской серии GT3 в классе Pro-Am;
- Ирина Сидоркова — первая россиянка в финале Extreme E.
«Сейчас важно показывать результат вне политики. Моя задача — быть быстрее всех, остальное — дело менеджеров», — заявил Шварцман после победы в США.
Российские команды: от дрифта до «24 часов Нюрбургринга»
Российские команды в автоспорте 2025 года делают ставку на гибридные технологии и молодёжь. Яркий пример — Carville Racing в Российской дрифт-серии (RDS GP). Их Nissan Silvia S15 с двигателем V6 Twin-Turbo стал эталоном для частных коллективов.
Другие проекты:
- Lada Sport ROSNEFT — дебют водородного прототипа в классе LMP2;
- KAMAZ-Master — 4 победы в ралли-рейде «Дакар-2025»;
- Zetta Electro Team — сотрудничество с китайскими инженерами в ETCR.
«Автоспорт в России переживает технологический ренессанс. Мы создаём машины, которые конкурируют с Porsche и Toyota, несмотря на ограничения», — отмечает руководитель Zetta Денис Мальцев.
Как готовят новое поколение?
Ключевой прорыв 2025-го — программа «Гонщик 2.0» от РАФ. 14-летние пилоты учатся управлять симуляторами с нейросетевым ассистентом, а их физическую подготовку курируют экс-пилоты WRC.
3 принципа подготовки:
- Кросс-тренинг — совмещение картинга с виртуальными гонками;
- Психология метакогниции — управление стрессом через анализ биоданных;
- Языковые интенсивы — английский + китайский для переговоров с командами.
«Лучшие российские гонщики будущего рождаются здесь и сейчас. Уже в 2026-м мы планируем дебют 16-летнего Максима Ильина в Euroformula Open», — говорит тренер академии SMP Racing Олег Кессель.
Трудности и перспективы: что дальше?
Главная проблема автоспорта в России — логистика. Доставка запчастей из Азии увеличила бюджет команд на 40%, а аренда трасс в Европе требует дипломатических манёвров. Но даже в этих условиях:
- В Сочи построен центр тестирования FIA Grade 1;
- Стартовал чемпионат России на электрокарах «РСКГ-Е»;
- 5 пилотов получили контракты в китайских GT-сериях.
«Мы не можем участвовать в Формуле 1, но создаём свою экосистему. Через 3 года российские гонщики будут бороться за подиумы в Le Mans Hypercar», — уверен президент РАФ Виктор Кириенко.